СКАЗОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ОТ ДЖАННИ РОДАРИ

     С ним я ассоциировала только Чипполино да сеньора Помидора. Не могла даже предположить, что Джанни цитирует Пиаже и Выготского, а из педагогической психологии может кашу сварить. Если есть время, прочитайте его «Грамматику фантазии». Вы себя и ребёнком почувствуете, сочиняя биномы и лимерики, и мудрецом, готовым прямо сейчас бежать применять волшебные приёмчики на своих детях.

     Ниже покажу отрывок из книги, который запал мне в душу. О чём он? О том, что мы, может, сами не наигрались в детстве и не научились дурачиться, зато наслушались лекций о том и о сём. Теперь не знаем, как  быть соплеменниками, сообщниками своим детям. Наставляем их, носим вечную строгость. А ведь мир не рухнет, если разлить рядом ещё один стакан сока и запускать вместе по полу бумажные корабли.

«Все мамы имеют обыкновение рассказывать ребенку истории, в которых главное действующее лицо он сам. Это отвечает его эгоцентризму. Но мамы пользуются этим в назидательных целях:

— Карлетто опрокидывал солонку с солью. Не хотел пить молоко… Отказывался ложиться спать…

А ведь жалко расходовать «несовершенную форму глагола» сказок и игр на нотации и угрозы. Это все равно, что взять золотые часы и начать выковыривать ими ямки в песке.

Или вот:

— Карлетто был великим путешественником, он ездил по всему свету, смотрел на обезьян, львов…

— А слона он видел?

— И слона видел.

— А жирафа?

— И жирафа.

— А ослика?

— Конечно.

— А что было потом?

Так, по-моему, много лучше. Игра всегда неизмеримо продуктивней, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Конечно, я прекрасно знаю, что его будущее никогда не будет таким прекрасным, как в сказке. Но не в этом дело. Важно, чтобы ребенок накапливал запас оптимизма и веры для борьбы с неизбежными житейскими трудностями, которых, увы, ему не избежать. Кроме того, нельзя недооценивать воспитательной роли утопии. Не верь мы, несмотря ни на что, в лучшее будущее, кто бы нас заставил пойти к зубному врачу?

Если реальный Карлетто боится темноты, то Карлетто из сказки не боится ее нисколечко, он совершает то, на что ни у кого другого не хватает смелости, ходит туда, куда все опасаются ходить…

В историях подобного рода мать передает ребенку свой опыт, помогает ему ориентироваться, уяснить свое место в мире вещей, понять систему связей, центром которой он является. Чтобы познать себя, надо иметь возможность себя вообразить.

Значит, дело вовсе не в том, чтобы поощрять пустопорожние фантазии (если в отличие от психоаналитиков считать, что могут быть фантазии совершенно пустые, бессодержательные); речь идет о том, чтобы протянуть ребенку руку помощи, чтобы он смог представить себе и самого себя, и свое будущее.

Карлетто был сапожником; не было на всем свете ботинок красивее тех, что изготовлял Карлетто. Карлетто был инженером и строил самые длинные, самые высокие, самые прочные мосты в мире.

Для трехлетних-пятилетних детей это отнюдь не «запретные мечты», а совершенно необходимые упражнения.

Истории, в которых ребенок выступает как главное действующее лицо, чтобы быть «всамделишными», непременно должны иметь и свой частный аспект: если говорится, что пришел дядя, то это должен быть реальный дядя данного ребенка; если фигурирует лифтерша, то это должна быть та самая, что служит в доме, где живет ребенок; место действия в ключевые моменты должно быть ребенку знакомо; в тексте должны содержаться намеки на знакомые вещи. Думаю, приводить примеры нет смысла.

Ребенок любит быть причастным к рассказу, чтобы в нем звучало хотя бы его имя. Сколько раз, выполняя в школе свой долг рассказчика, я давал действующим лицам имена своих слушателей и менял географические названия на те, которые детям были знакомы. Имена и названия работали: усиливались интерес и внимание, так как играл свою роль и механизм узнавания. А ведь именно этот механизм, приходящий в действие и когда человек читает, и когда он смотрит фильм или телеспектакль, есть залог того, что «послания», которыми ты, автор, начиняешь свои истории, дойдут по назначению.»

 

Давайте больше волшебства в сказках и историях, веры в доброту мира, в неисчерпаемость собственных сил и поменьше скучных (хоть и, бесспорно, полезных) наставлений.

 

 

Два (или не два?) задания на сегодняшний вечер.

1) Рассказать ребёнку вдохновляющую сказку о нём.
2) Запланировать исполнение его мечты. Не пугайтесь, не придётся покупать дорогой полёт в космос. Иногда мечта недорогая и лежит в соседнем магазине. Иногда мечта требует просто взять ножницы и выделить тридцать вечерних минут. Иногда мальчики хотят покататься на настоящем тракторе, а девочки – постоять на настоящей сцене в театре. И если вам кажется, что это неосуществимо, то выполните, пожалуйста, третье задание.
3) Рассказать себе вдохновляющую сказку о себе и своих возможностях.

 


Яндекс.Метрика